Представители МВД России предлагают скорректировать «Стратегию противодействия экстремизму», утвержденную президентом РФ Владимиром Путным в 2014 году, и подготовили свой проект с правками, который размещен на правовом портале правительства РФ.

Безусловно, в последнее время экстремизм становится серьезной проблемой в мире. Для борьбы с ним необходимы действенные инструменты, прежде всего законодательная база, в которую должны вносится поправки с учетом современных реалий.

В Министерстве внутренних дел России считают, что наступил этап в реализации «Стратегии», когда нужно ее изменить. Но эксперты, ознакомившись с проектом МВД, считают предлагаемые изменения в «Стратегию противодействия экстремизму» не изменят положение дел, а, наоборот, могут усугубить и спровоцировать акции протеста.

Предполагается, что расплывчатые формулировки в поправках открывают широкие возможности для злоупотреблений и фабрикации уголовных дел.

К примеру, организаторов и участников несогласованных публичных мероприятий могут приравнять к экстремистам, хотя мирные акции закреплены в Конституции для отстаивания гражданами своих интересов.

Также экстремистом можно будет стать и за высказывания, в том числе в адрес представителей правопорядка, хотя согласно ратифицированной Россией Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 года понятие «экстремизм» трактуется исключительно как насильственные действия, а не высказывания граждан.

Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов высказал мнение, что поправки способны навредить обществу:

«В последнее время появилось большое количество инициатив, которые прямо или косвенно затрагивают права человека, но авторами таких проектов становятся люди, в том числе и представители правоохранительных органов, которые не знают тему, не обладают достаточными знаниями или вовсе «закончили пять классов» и пытаются изменить действующие законы под себя. Тем более мы видим, какие скандалы происходят сегодня в том же МВД. Поэтому, затрагивая тему с правами человека, мы задумываемся: «Как эти поправки будут действовать?» Конечно, если бы мы жили в условиях справедливости, то ни у кого не возникло бы вопросов к законам. Но реалии таковы, что даже, если будет принят справедливый закон, мы всё равно будем опасаться его исполнения, ведь закон в руках идиота, хуже, чем граната в руках обезьяны. Поэтому за подобным процессом необходимо смотреть внимательно и с тревогой, ведь сейчас мы имеем очень специфическую систему защиты законных прав и интересов граждан. Сегодня любая инициатива государства воспринимается тревожно – не понятно, как назначаются штрафы, решается вопрос ограничения свободы, при этом зачастую сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия и это все вызывает негативную реакцию у населения».

По мнению Михайлова, борьба с экстремизмом вещь деликатная – ведь в основе экстремизма лежат не система взглядов, а нарушение закона, баланса между моралью и нравственностью, между нравами, обычаями и традициями, ухудшение экономического положения людей, расслоение общества, невыполнение Конституции РФ в части касающихся прав и свобод.

«Любой закон, который у нас сегодня пишется, находится в руках конкретного человека, и даже самый хороший закон, норма права может быть не замечена или искажена человеком, у которого в руках, как правило, есть власть и репрессивный аппарат», – заявил генерал-майор ФСБ.

Михайлов предположил, что главная опасность нового проекта «Стратегии противодействия экстремизму» заключается в интересантах, которые создавали поправки. 

При этом экс-сотрудник ФСБ отметил, что сегодня в России уже есть закон, регламентирующий определения и наказания для экстремистов, но порой его используют в личных целях, в том числе и для сведения счетов с конкурентами.

«Вспомним дело журналиста Голунова, с которого сняли все обвинения только после вмешательства президента Владимира Путина, который не должен касаться подобных тем», – добавил Михайлов.

Генерал-майор считает, что для начала надо добиться выполнения существующего закона, при этом не нарушая прав граждан, и после этого вносить правки, если они назреют.